Яркий тропический рай, сказочный остров Бали заслужил свою притягательность для людей со всех уголков мира не только за свою изумительную по красоте и разнообразию природу. Богатая культура, величественные древние храмы и гостеприимство местных жителей, неразрывно связанные с религией, пронизывающей все сферы жизни балийцев, создают неповторимую магию этого острова.
В отличие от населяющих большинство островов Индонезии мусульман, более 93% проживающих на острове исповедуют разновидность индуизма, которую называют «Агама хинду дхарма», или более раннее название «Агама Тирта» — «религия освященной воды».
До прихода на Бали индуизма, коренные жители Бали исповедовали анимизм – вера в существование духа, души у каждой вещи, одушевление сил и явлений природы (от лат. Anima - душа), что до сих пор сохранились в их культах природных явлений и поклонения предкам.
Индуизм пришел в Индонезию еще в первом веке нашей эры вместе с многочисленными торговцами. На Бали он попал гораздо позже, в IIV веке нашей эры вместе с бежавшим от дворцовых интриг наследным принцем Явы и его свитой. В дальнейшем этот остров оказал большое влияние на становление религии Бали. На Яве существовали как индуистские, так и буддистские царства.
В XV веке Бали стал прибежищем жрецов и аристократов с острова Явы, спасавшихся от захлестнувшей Индонезию «мусульманской волны». Именно тогда индуизм по-настоящему закрепился на острове, ставшим оплотом индуизма в мусульманском мире. «Балийский индуизм» остался примерно такой, что существовал в Индии XV века, если бы он законсервировался и остановился в развитии. В настоящее время Бали – самая большая индуистская община за пределами самой Индии. Отличительная особенность балийского индуизма – отсутствие жесткой кастовой системы. Касты есть и на Бали, но они не так ярко выражены.
Так, благодаря способности индуизма впитывать в себя другие верования, на Бали образовалась уникальная религия, представляющая собой гармоничное слияние шиваизма (одного из направлений индуизма) с буддизмом и туземными верованиями.
Созидатель Брама, Сохранитель Вишну и Разрушитель Шива – троица индуистских богов мирно уживается с Буддой, которого в некоторых местах Бали представляют как одно из воплощений Вишну. Две религии сливаются в одну, взаимно дополняя друг друга, а жрецы и священники могут совершать любые обряды, кроме тех случаев, когда определенные виды подношений должен совершать один из них. У балийцев известен культ верховного божества - Санг Хьянг Видхи (Ида Санхьянг Види Васа, Санг Хьянг Тудух), являющийся воплощением целостности космоса и единства мирового порядка, соединяющий в себе порядок и хаос, а все остальные боги являются его воплощением. Ему не строят отдельные храмы, но он присутствует в них в виде изображения медитирующего мужчины с вырывающимися из всех сочленений тела языками пламени.
Индуистский и буддийский культы тесно сплетены с дуалистической мифологией, деление мира на видимый и невидимый, на Добро и Зло. В видимом мире живем мы, а в невидимый мир кроме богов индуистского пантеона населяют большое количество анимистических богов, духов и демонов, олицетворяющих силы природы, которые могут быть материализованы в алтаре, камне, дереве или задобрены подношениями (саджен). Статуи и камни, которым приписывают магические свойства, оборачивают тканью поленг в черно-белую клетку, символизирующую двойственность мира.
Особую роль в религии играют горы – пристанище богов и предков. Расположенная на севере страны священная гора-вулкан Ганунг Агунг считается обиталищем Шивы и центром мира. Море, напротив, — обителью темных сил.
Красочные и наполненные магией ритуалы балийцев призваны сохранить гармонию и делают жителей этого острова искренними и доброжелательными.